http://www.transportweekly.com/pages/ru/welcome/

   

Транзит под лупой экспертов

01.05.2019
transportweekly.com

30–31 мая в Латвии проходила очередная Международная конференция TransBaltica 2019, посвященная транзитной отрасли. Эксперты отрасли из восьми стран, в том числе из России, Нидерландов, Беларуси, Италии, Литвы и Латвии, обменялись информацией и мнениями относительно нынешней ситуации и перспектив развития латвийского транзита.

Транзит скорее жив

Открыло конференцию выступление заместителя министра сообщения Латвии Улдиса Рейманиса, который уверен, что конференция «ТрансБалтика» – это не просто красивые презентации. Это место встречи, где коллеги по транспортной отрасли могут обсудить новости и проблемы, обменяться мнениями. На данный момент 8% от ВВП обеспечивает именно транзит, а логистические услуги в структуре экспорта составляют почти половину от всего объема экспортных услуг. В свою очередь число занятых в транспортной отрасли Латвии уже приближается к 80 тысячам. По подсчетам Министерства сообщения, общий оборот транзита в Латвии сейчас составляет 1,5 млрд евро, из них примерно 450 млн евро – это оборот государственного капитала, все остальное – частный капитал. Все это свидетельствует о значимости транзита для государства, более того, без транзита государству не обойтись.

Несмотря на неоднократные заявления в прессе о том, что транзит утратил свое значение и отошел на второй план, транзитная отрасль активно ищет новые возможности развития, создает и предлагает новые услуги, осваивает новые рынки и привлекает новые грузопотоки.

У. Рейманис: «Хотелось бы отметить, что сейчас мы активно работаем благодаря портам, железной дороге, благодаря людям, которые стоят во главе предприятий, обеспечивающих жизнеспособность транзита. Латвийские порты остаются лидерами среди стран Балтии. В прошлом году в латвийских портах было перевалено 66,17 млн тонн грузов. В этом году прирост продолжается: так, за четыре месяца увеличение общего грузооборота в портах составило 3,7%». У. Рейманис отметил, что в портах растут объемы генеральных и контейнерных грузов, а также грузов ро-ро. Если Лиепайская специальная экономическая зона сегодня продолжает интенсивно развивать перевозки различных сегментов зерновых, то Вентспилсский порт отличился развитием индустриальных проектов. В свою очередь Рижский свободный порт только что открыл для деятельности терминалы острова Криеву.

Несмотря на геополитические проблемы, в рамках сотрудничества с Россией, Беларусью и Казахстаном в сфере транзита представители отрасли делают все возможное, чтобы сохранить транзит грузов из этих стран через Латвию.

О прогнозах – реально, но с оптимизмом

Айварс Тауриньш, CEO компании DB Schenker в России, руководствуясь опытом деятельности своего предприятия, рассказал о том, что будущее транспортно-логистической отрасли формируют новые технологии. Так, глобальная дигитализация транспортной отрасли позволила приступить к внедрению «уберизации» логистики, основная задача которой состоит в том, чтобы убрать многочисленных посредников и предоставить мелким перевозчикам-собственникам транспорта прямой доступ к регулярным заказам крупных корпоративных клиентов. Кроме того, прямой контакт между грузовладельцем и перевозчиком обеспечивает максимальное использование транспортного парка, за счет чего снижаются затраты на логистику.

Также именно DB Schenker в сотрудничестве с европейскими автопроизводителями проводил эксплуатационные испытания двух автопоездов с автоматизированным управлением, так называемых беспилотников. Для обеспечения эффективной работы беспилотных конвоев DB Schenker планирует запустить в России печать запчастей для грузовиков и легковых автомобилей.

А. Тауриньш: «3D-печать позволяет производить товары на месте, рядом с потребителями, что в разы сокращает процесс транспортировки. Мобильные производственные хабы позволят водителям изготавливать товары прямо в развозном грузовике у дома заказчика. Со своей стороны, мы также рассматриваем 3D-печать как альтернативу транспортировке товаров. Мы стремимся использовать потенциал этой инновационной технологии для сокращения времени доставки для наших клиентов».

И наконец, А.Тауриньш сообщил, что роботизация складов, которая еще совсем недавно казалась далеким будущим, становится объективной реальностью. Переход к роботизированным складам – общемировая тенденция, обоснованная необходимостью ускорения логистических процессов на огромных складах, где человеческие возможности, даже усиленные технически, похоже, достигли предела. Управление товарными запасами с помощью роботизированных систем исключает ошибки и аварии, не говоря уже об экономическом эффекте.

Однако А. Тауриньш признал, что тенденции в транзите не особенно позитивные и нет оснований полагать, что в ближайшем будущем они изменятся в лучшую сторону. Как и во всем остальном, палка транзита – тоже о двух концах: с одной стороны, отрасль не создает существенную добавочную стоимость, но с другой – поддерживает инфраструктуру, которую могут использовать местные компании. «Если транзит уйдет, то и инфраструктуру поддерживать будет некому, поэтому услуги по перевалке грузов могут просто исчезнуть» – такова пессимистичная часть прогноза А. Тауриньша. Из этого следует, что надо всеми силами стараться удержать нынешний объем грузов хотя бы на таком уровне, который обеспечивает экономическое обоснование и доступность портовых услуг. Для этого необходимо развивать промышленность, которая поможет частично заместить уходящие транзитные грузы.

Люди и роботы

Футуристические прогнозы представителя DB Schenker подверглись несколько ироничной критике генерального директора исследовательского агентства InfraNews Алексея Безбородова (Россия).

А. Безбородов: «Хочу сказать коллеге, что на самом деле мы должны понимать совсем простую вещь – от того, что у нас появилась какая-то новая электронная игрушка или поехал какой-то робот, товародвижение не изменится. На мой взгляд, единственное, что в ближайшие 10–20 лет может изменить логистику и логистические потоки, – это ID-технологии. Все остальное – пароходы, самолеты, поезда, грузовики, люди – не изменится и никуда не денется».

В своем выступлении А. Безбородов сделал акцент на том, что именно человеческий фактор является решающим как для успешного развития и продвижения товаров, так и для создания барьеров на всем протяжении их следования.

«К сожалению, через бюрократическую машину решения и идеи проходят туго. То, что в свободных странах выполняется согласно решению о наложении санкций, в «тоталитарной» России исполняется исключительно исходя из представлений о будущем самих исполнителей, а никак из воли государства».

Инфраструктура привлекает инвесторов

По мнению А. Безбородова, порты Балтии, в том числе латвийские, нужны и важны для России как альтернативные направления транзита, тем более что они находятся на территории Евросоюза, но продуктивной работе мешают громкие и ненужные споры о политике, войне, языке и т.д. Вместо того чтобы спорить и доказывать что-то друг другу, надо просто работать засучив рукава.

А. Безбородов отметил, что как для России, так и для стран Прибалтики характерна следующая модель: сначала строится инфраструктура, а потом появляется спрос на нее – в отличие от других развитых экономик, где все происходит в обратной последовательности.

Присутствующие на конференции неоднозначно отреагировали на заявление А. Безбородова о том, что латвийским портам необходимо наращивать мощности по перевалке контейнеров. Портовым властям и самоуправлениям не следует бояться вкладывать собственные средства в строительство контейнерных мощностей, так как инвестиции всегда окупятся или вернутся. Мол, были бы кости, а мясо нарастет… Тем более что по сравнению с нефтяными и другими массовыми грузами, контейнерные грузы не настолько политизированы.

А. Безбородов: «Мы не сможем привлечь спрос, не имея на руках какой-либо инфраструктуры. Если мы не покажем инфраструктуру, к нам никто не придет – ни из грузовладельцев, ни из крупных государственных корпораций, которые так или иначе участвуют в этом».

А. Безбородов пояснил, что контейнерный транзит в Европу в перспективе будет постоянно расти, этому будет способствовать и торговая война, которую ведут две крупнейшие экономики мира – США и Китай.

Оптимизм высвечивает новые пути

При этом А. Безбородов выразил уверенность, что и российские логисты, и китайский бизнес будут тестировать и Ригу, и Вентспилс, и Лиепаю – по многим вопросам. Это также касается строительства логистических центров и контейнерных терминалов на стыке железной дороги колеи 1520 и строящейся «узкой» Rail Baltica.

В целом, считает А. Безбородов, Латвия могла бы использовать преимущества стыка колеи 1520 и 1435, поскольку через пару лет возможности перехода Беларусь – Польша будут исчерпаны, а Брест уже и так очень загружен.

«В любом деле нужен здоровый оптимизм, подкрепленный эффективной работой», – заявил старший аналитик ценовой консалтинговой компании «Аргус» Сергей Агибалов, который предложил простую и оптимистичную формулу для латвийского транзита.

Реально оценивая перспективы латвийского транзита, он согласился с тем, что основные российские грузопотоки будут ориентироваться на собственные порты, но «…всегда остаются небольшие грузопотоки, которые могут и должны гибко привлекать латвийские порты».

< Atpakaļ